Сухогруз, работающий на водородном топливе французской Compagnie Fluvial de Transport (CFT), начнет перевозить грузы по Сене в конце этого года.
“Спрос на более устойчивые технологии на внутреннем водном транспорте растет”, – считает директор CFT Матье Блан.
“Мы рады быть лидерами в области сокращения выбросов от транспорта и демонстрации превосходных характеристик водородных топливных элементов в водных системах”.
Проект Flagships получил финансирование в размере 5,9 миллиона долларов США в 2018 году от Исследовательской и инновационной программы ЕС Horizon 2020 в рамках Совместного предприятия топливных элементов и водорода (FCH JU) для поставки двух водородных судов во Франции и Норвегии.
– Проект «Флагшип» – для нас находка, поскольку является пилотным для перевода речных судов на зеленые технологии, – отмечает исполнительный директор FCH JU Барт Бибуйк.
«Задача – на всех европейских реках эксплуатировать суда с нулевыми выбросами в атмосферу».
Хотя водород считается лидером в гонке за разработку устойчивых источников энергии и сокращение выбросов углекислого газа, его производство дорого, энергоемко и сопряжено с наличием побочных продуктов.
По данным Международного энергетического агентства, серый водород, получаемый из природного газа или угля, составляет 98 процентов производимого в настоящее время водорода и выбрасывает около 830 миллионов тонн CO2 в год – 2 процента от общего объема глобальных выбросов парниковых газов.
Также производится небольшое количество голубого водорода – по сути, серого водорода, но с его выбросами CO2, улавливаемыми и хранящимися в течение тысяч или десятков тысяч лет.
Экологически чистой, но более дорогой альтернативой является зеленый водород, используемый для работы главного двигателя сухогруза компании CFT.
Он производится путем электролиза – электрического тока, проходящего через воду. Ток вырабатывается с использованием ветра, солнца или гидроэлектростанции.
Критики планов Европейского союза увеличить водородную энергетику до 14 процентов энергобаланса блока к 2050 году жалуются, что электролиз, используемый для производства длительного хранения водородной энергии, требует много энергии.
Ведущий эколог Джонатан Порритт недавно отметил, что зеленый водород идеально подходит для судоходства и цементного сектора, но «не для отопления домов и нежилых зданий, а также питания автомобилей, где электрические аккумуляторы всегда будут эффективнее”.
Некоторые экологи утверждают, что водородная проблема специально раздувается нефтегазовым сектором, который хочет, чтобы правительства субсидировали выбросы от газового водорода в попытке отсрочить неизбежный спад своей промышленности.
По данным исследовательской группы BloombergNEF, зеленый водород вскоре упадет в цене, оказавшись дешевле природного газа во многих областях.
Несмотря на опасения по поводу производства, ЕС делает ставку на водородную энергетику для достижения своей цели по нулевым выбросам к 2050 году, особенно в области транспорта, на который в настоящее время приходится около 30 процентов от общего объема выбросов CO2 в странах участниках Евросоюза.