Система несменяемости власти должна была защитить Китай от потрясений первых десятилетий пребывания коммунистов у рычагов управления огромным государством. Эта эпоха началась с основания Китайской Народной Республики в 1949 году и продолжалась до смерти ее первого лидера Мао Цзэдуна в 1976 году.
Мао грубо обошелся с другими лидерами, подвергнув Китай резким колебаниям в политике, которые привели к десяткам миллионов смертей, разжиганию революции за рубежом и оставили страну бедной.
Человеком, сменившим Мао, был Дэн Сяопин.
В 1980-х годах Дэн также навязывал свою волю Китаю, отстраняя лидеров, которые ему не нравились.
Но, приближаясь к концу своей жизни в 1990-х годах (он умер в 1997 году), Дэн установил систему централизованной власти, смягченную ограничениями по срокам полномочий.
Согласно системе Дэна, власть высшего лидера заключалась в том, что он занимал три должности одновременно.
В порядке важности это: генеральный секретарь Коммунистической партии, что означало лидера политической партии, которая управляет страной; председатель Центральной военной комиссии, что означает контроль над вооруженными силами; и титул “президент” Китая, который является церемониальной должностью, означающей личность является главой государства и, таким образом, получает 21-пушечный салют за границей.
Чтобы не допустить злоупотреблений лидером, имеющейся у него огромной властью, Дэн установил неофициальное правило, согласно которому этот человек не может рассчитывать на более двух пятилетних сроков правления.
Лидер должен быть утвержден на съезде коммунистической партии – национальном собрании, проводимом каждые пять лет и переизбраны на следующем партийном съезде еще на пять лет, с обязательной отставкой на третьей каденции.
Эта система сработала для двух избранных преемников Дэна, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.
Цзян ушел в отставку более или менее по графику в 2002 году, как и Ху в 2012 году, когда его сменил нынешний лидер Китая Си Цзиньпин
И если бы Си следовал установившейся практике, он ушел бы в отставку на съезде партии на этой неделе.
А до этого знаменательного события, мир уже знал бы о его возможно преемнике, так как другой частью системы упорядоченной преемственности Дэна было информирование в середине срока полномочий одного лидера о том, кто станет его преемником.
Подобное правило действовало для того, чтобы сформировать консенсус и предотвратить резкие колебания в политике.
К сожалению, в 2017 году преемник назначен не был, а это значит, что примерно тогда политики узнали, что Си имеет намерение переизбраться на третий срок.
Его позиция прояснилась в 2018 году, когда парламент Китая отменил ограничения на срок президентства.
Несмотря на то, что этот пост был церемониальным, срок его полномочий был ограничен Конституцией. Изменение Конституции с целью отмены этих ограничений ясно дало понять, что в 2022 году Си Цзиньпин собирается баллотироваться на третий срок в качестве верховного лидера.
Таким образом, процессы, происходящие в этом году, были запущены годами ранее и чреваты ростом напряженности и конфликтам, как во внешней, так и во внутренней политике Китая.
При Си Цзиньпине Китай начал проецировать власть за пределы своих границ.
Под его руководством Китай массово наращивал свое военное присутствие в Южно–Китайском море, построил военные базы в Южной Азии и Африке и дал указание своим дипломатам использовать очень грубые, агрессивные формулировки в отношениях с другими странами – то, что известно как дипломатия “воина-волка”.
Самое главное, что Китай занял новый, более жесткий подход к Тайваню.
В августе его администрация опубликовала “белую книгу”, тон которой заметно изменился по сравнению с предыдущими “белыми книгами” 1993 и 2000 годов.
Объединение с Тайванем теперь описывается как “необходимое” для достижения ключевой всеобъемлющей политической цели Си Цзиньпина – “омоложения китайской нации”, что, вероятно, означает усиление напряженности в отношениях с демократическими странами из-за Тайваня и усиление угрозы китайского вторжения.
Напряженность в тайваньском вопросе наблюдается на фоне замедления экономического роста КНР.
Правительство Си Цзиньпина инициировало несколько рыночных реформ, но огромные секторы китайской экономики по-прежнему находятся в руках государства и не отличаются высокой эффективностью.
Рост бюрократии и сковывание творческой инициативы предпринимателей – стали причиной замедления экономического роста и увеличению числа безработных, особенно среди молодежи.
Наконец, Китай впервые за десятилетия сталкивается с политической неопределенностью.
Си Цзиньпину 69 лет, и он не может править вечно, но ожидается, что он не назначит преемника на съезде партии на этой неделе.
Большинство аналитиков полагают, что он пойдет и на четвертый срок правления, хотя по мере того, как Си стареет и еще больше усиливает свою власть, круг его друзей и советников продолжит сокращаться, равно как и его способность творчески осмысливать и претворять в жизнь новую информацию и новые идеи.