Будущее Музея изобразительных искусств Грузии становится все более неопределенным, так как здание и помещения Музея, нуждающиеся в срочном ремонте, становятся «заложниками» политических разногласий и споров.
Министр культуры, спорта и молодежи Теа Цулукиани, вместо необходимой реконструкции здания, которому почти 200 лет, заняла позицию обвинителя, упрекая предыдущее правительство в том, что оно позволило Музею “прийти в упадок”, и назвав протесты гражданского общества “провокациями оппозиции”.
Она также поставила под сомнение профессионализм, недовольных складывающейся ситуацией, сотрудников Музея, не в первый раз пытаясь превратить культурную сцену Грузии в политическое ристалище.
Неслучайно, в июле этого года Цулукиани назначила Иосеба Чумбуридзе, публициста, известного своими антизападными взглядами, членом жюри престижного литературного конкурса Litera, после чего другие из состава жюри сочли назначение правительством своего “представителя” инструментом для получения контроля над независимым культурным проектом и бойкотировали конкурс.
“Эти события вызывают тревогу, поскольку они демонстрируют, что правящая партия пытается политизировать сферу культуры и использовать ее для пропаганды своей политической идеологии в обществе”, – считает Софико Киласония, исследователь культурной политики Грузии.
“Прошло двадцать лет с тех пор, как начались дискуссии о реконструкции Музея. Несколько международных компаний работали над проектом восстановления, и то, что Музей нуждается в реконструкции, не было новостью. Для эвакуации экспонатов потребовалась лишь финансовая поддержка и интеллектуальные ресурсы”, – жалуется она.
Кроме несомненной исторической ценности здания, Музей изобразительных искусств имени Шалвы Амиранашвили в Тбилиси, является домом для более чем 90 процентов грузинского материального культурного наследия.
Коллекция музея насчитывает около 40 000 экспонатов, от средневековых икон до авангардных картин, которые были сохранены грузинским историком Эквтиме Такаишвили, который во время оккупации Грузии Красной Армией в 1921 году вывез бесценные произведения искусства во Францию.
Эта сокровищница, заполнявшая 39 огромных ящиков, была отправлена в Марсель и помещена в банковское хранилище, а затем перевезена в Париж.
Сокровища были возвращены Грузии только после окончания Второй мировой войны.
Само здание Музея, построенное в 1835 году, является одним из старейших неоклассических сооружений Тбилиси, ранее оно служило гостиницей и даже размещало духовную академию, в которую был зачислен вождь всех народов Иосиф Сталин, чтобы стать священником.
В течение нескольких лет кураторы работали над планом хранения коллекций до начала ремонтных работ.
Но с июля судьба всего здания оказалась под вопросом.
4 июля недавно созданное Министерство культуры, спорта и молодежи объявило, что с марта оно дополнительно «позаботится судьбой» Музея “и провело первоначальное экспертное исследование для оценки состояния здания, помещений и хранящихся в них коллекций.
Экспертное исследование, проведенное компанией под названием Caryatid, показало, что выставки пришлось перенести, поскольку здание требовало немедленной реконструкции.
Хотя Министерство не включило в свое объявление никаких планов по восстановлению здания, тем не менее оно начало опустошать музей.
Это, по-видимому, подтвердило некоторые опасения по поводу того, что государство не желало спасать здание, считая его восстановление технологически нежизнеспособным и далеко не финансово “прибыльным”.
До этого в СМИ ходили слухи о том, что недавно назначенный управляющий музеем Николоз Ахалбедашвили объявил о проведении экстренного собрания сотрудников, которым сообщили, что коллекции должны быть перемещены, поскольку нынешнее здание не подлежит ремонту.
Тем временем недавно созданное Министерство понизило в должности директора музея Эку Кикнадзе, которая в течение многих лет работала над планом эвакуации со своей командой экспертов.
Ее команда была отстранена от процесса переезда, теперь ее возглавляет юрист, журналист и искусствовед.
Двусмысленные заявления Министерства и нового руководства музея породили новые опасения общественности по поводу судьбы музейного здания и привели к общественному возмущению.
Гражданские активисты, эксперты в области культуры и даже сотрудники музея выстроились в живую цепочку, чтобы “физически защитить Музей” и потребовать восстановления здания и возвращения музейной коллекции, как только работа будет завершена.
Таким образом, заявление Министерства косвенно дает понять о возможности сноса исторического здания, считает Софико Киласония.
Некоторые представители гражданского общества Грузии также считают, что здание может представлять интерес для самого богатого человека страны Бидзины Иванишвили, основателя и бывшего председателя правящей партии “Грузинская мечта”.
В последние годы Иванишвили финансировал строительство многофункционального проекта Panorama Tbilisi в самом центре города.
Современное стеклянное здание расположено прямо рядом с художественным Музеем и для многих несимпатично контрастирует с архитектурой старого города.
“Панораме Тбилиси не хватает места для инфраструктурного развития”, – указывает Киласония.
“Этот проект был одобрен Министерством и Тбилисским городским советом вопреки нарушениям закона и правил об охраняемых территориях города, для его они переписали существующие правила и приспособили их к проекту Иванишвили.
Вот почему грузинское общество обеспокоено тем, что правительство может пожертвовать художественным Музеем для расширения проекта Иванишвили”, – предполагает Софико Киасония.
На фоне протестов Министерство выступило с новым заявлением, которое полностью противоречило его предыдущим комментариям.
Чиновники обещают полностью отремонтировать здание и заверяют что оно останется в собственности Музея.
Несмотря на этот позитивный поворот, Патриархат Грузинской Православной Церкви обратился в Министерство с просьбой перенести икону Спасителя Анча, известную в Грузии как Анчисхати, в кафедральный собор города.
Однако эксперты опасаются, что религиозный артефакт будет поврежден в соборе, в котором нет необходимых условий для показа или хранения иконы, датированной VI веком.
С учетом выборов, которые должны состояться в октябре, некоторые полагают, что правительство пойдет навстречу церкви, чтобы не настраивать против себя верующих.
“Мы должны ожидать традиционной предвыборной сделки между правительством и церковью”, -предупреждает Киласония.
“Министерство культуры – вместо того, чтобы поддерживать демократические культурные ценности – говорит на популистском языке и с квазинационалистическими рассказами, пытаясь заполучить дополнительные голоса”.
Словом, борьба за Музей не окончена и к началу выборов будет только усиливаться с возможностью положить конец тяжбе только за счет решительных, бескомпромиссных действий демократической общественности Грузии.