26.04.2024

Сербы намерены слить литиевый проект ТНК «Рио Тинто»

Российской общественности, традиционно не оставшейся равнодушной к происходящему в Сербии, небезынтересно будет наблюдать, чем закончится противостояние планам транснациональной компании «Рио Тинто» начать разработку и добычу лития в Западной Сербии.

Сербский проект Jadar призван превратить горно-рудный гигант Rio Tinto в одного из десяти крупнейших мировых производителей лития, который является важным сырьем для производства аккумуляторов и другой элементной базы в электротехнике.

В июле  этого года руководство Rio Tinto выделила 2,4 миллиарда долларов на реализацию проекта Jadar, который будет осуществлять Rio Sava Exploration, дочерняя компании Rio Tinto Group.

Продукция рудника Jadar в Западной Сербии будет включать литий-углекислую борную кислоту и сульфат натрия.

При этом для ушей местных жителей произносятся привычные речи о стремлении компании улучшить их  жизнь, установить партнерские отношения и заставить тех, кто останется в этом районе жить, осознать, что проект будет безопасным для их здоровья.

“Главное, что в этих реакциях (переработке жадарита) будет использовано 99,95% серной кислоты. Таким образом, в ходе этой реакции кислота истощается, и остаточной серной кислоты не остается“, — попытался успокоить журналистов Уэйн Сентанс, руководитель технического отдела проекта Jadar, во время онлайн-презентации.

Его выступление состоялась на фоне протестов сербских активистов-экологов, выражающих опасения по поводу возможной экологической катастрофы.

Технология добычи лития из сподумена — материала твердых горных пород, требует огромных объемов чистой пресной воды и сопряжена с большим риском загрязнения окружающей среды.

В апреле этого года тысячи людей собрались в Белграде, чтобы выразить протест против широкого загрязнения окружающей среды в стране и против литиевой шахты близ Лозницы.

В более широком плане в Сербии существует озабоченность по поводу того, что правительство предоставляет иностранным компаниям концессии, включая исключения из некоторых экологических правил, чтобы убедить их инвестировать в страну.

Среди противников проекта-правое евроскептическое движение “Доста и Било”(«Хватит»), которое в заявлении в начале этого месяца обвинило Германию и другие страны ЕС в том, что они рассматривают Сербию как «отличный источник качественной дешевой рабочей силы и отстойник для грязных технологий, которые они не могут позволить использовать у себя дома».

“На данный момент Европа практически не добывает литий, хотя он есть в Португалии, Германии и других странах, потому что технология грязная и очень вредна для окружающей среды человека … Литий в долине Ядар критически важен для немецкой автомобильной промышленности, все новые модели которой с 2026 года будут электрическими. Окружающая среда в Германии важна для Германии, но не для Сербии”, — жалуются сербские экологи.

Тем временем заместитель премьер-министра и министр горнодобывающей промышленности и энергетики Зорана Михайлович раскритиковала протесты против плана добычи лития в Ядаре, как “политические”, а не экологические, и отметила, что с запуском шахты Сербия имеет потенциал для создания всей цепочки создания стоимости вплоть до электромобилей.

И тем ни менее, петиция с призывом запретить проект и связанный с ним комплекс по переработке металлов в долине Ядар из-за проблем с загрязнением получила более 110 400 подписей в Сербии к 10 июня.

После чего правительство Сербии вынуждено было объявить о проведении референдума по проекту «Ядар», который позволит сербскому населению решить, будет ли он реализован.

Однако прежде, планируется завершить всеобъемлющее исследование по проекту.

“Последнее слово на референдуме будет за гражданами, но они должны знать все данные”, — пообещала Зорана Михайлович в июне.

В целом, ничто не указывает, что вреда от машин на батарейках меньше, чем от традиционных с дизельными или бензиновыми ДВС.

Запад, рвущийся ударными темпами осуществить план декарбонизации, сам себя загоняет в ловушку, не предлагая миру экологически чистых технологий производства тех же литиевых аккумуляторов или модного сейчас «зеленого» водорода.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика