Подсчитано, что 331 членов экипажей иностранных судов продолжают оставаться блокированными в украинских портах с 24 февраля и по 1 января 2023 года. Собственно, моряки остаются пленниками своих судов и борются за доступ к продовольствию и медицинской помощи. Как вернуть их домой?
– Когда началась война, в Украине находилось более 200 судов, в основном расположенных в шести-семи портах, включая Одессу и Мариуполь. Почти тысяча моряков из таких стран, как Индия, Сирия, Египет, Турция, Филиппины и Бангладеш, оказались в ловушке, – объясняет Натали Шоу, директор по вопросам занятости Международной палаты судоходства (ICS).
– В начале марта принадлежащее Эстонии грузовое судно под панамским флагом затонуло у Одесского порта после подрыва на мине, а в начале апреля судно под флагом Доминики, пришвартованное в Мариуполе, затонуло после попадания российской ракеты. Некоторым судам с тех пор удалось уйти, в основном благодаря спонсируемому ООН зерновому коридору, который был создан в июле, – отмечает Натали Шоу.
Она акцентирует внимание мировых морских властей на то, что более 100 судов вышли в море в рамках зерновой инициативы, но 331 моряк продолжают оставаться заложниками безумного российско-украинского конфликта и не имеют доступа к провизии и лекарствам.
Ранее в этом году Шоу была награждена британским орденом за ее титанические усилия по репатриации моряков, застрявших в иностранных портах во время пандемии коронавируса, но сейчас в Азовских и Черноморских портах происходят более страшные вещи.
«Действительно, в то время как мир праздновал создание зернового коридора — бесспорно, крупного дипломатического достижения, которое облегчит продовольственную нестабильность во многих странах, — он, похоже, забыл о моряках, оказавшихся в ловушке в украинских портах», жалуется Натали Шоу.
«Ситуация складывается таким образом, что 331 индус, бангладешец и граждане других стран, которые не имеют никакого отношения к войне, будут продолжать свое принудительное заключение в украинских портах. Будем надеяться, что они не увидят там еще одно Рождество — или первую годовщину этой войны».
По данным Allianz, наибольшее влияние войны на судоходство оказали суда, работающие в Черном море и/или торгующие с Россией.
Основные порты Украины, включая Одесский, были закрыты из-за конфликта, который оказал серьезное влияние на страну, которая отгружает более 70% своего экспорта, включая 99% экспорта кукурузы.
Тем временем сотни судов оказались в ловушке в портах или на якоре, в то время как тысячи экипажей столкнулись с неопределенным будущим, не имея возможности покинуть суда или вернуться домой.
Первым очевидным последствием конфликта для судоходства стала серьезная и непосредственная угроза безопасности экипажей и судов, работающих в регионе. Данные ИМО свидетельствуют о том, что в начале конфликта около 2 000 моряков оказались на мели на борту 94 судов в украинских портах.
Впоследствии 10 судов благополучно покинули Азовское море. В конце июля оставалось 84 торговых судна с почти 450 моряками на борту.
Между тем, по меньшей мере восемь торговых судов подверглись нападениям в украинских портах и в Черном море в течение первого месяца конфликта, включая “Намура Куин”, “Лорд Нельсон” и “Хелт”, в результате чего погибли моряки.
В результате “Хелт” затонул у берегов Одессы. Чуть ранее бангладешское грузовое судно подверглось нападению в украинском порту Оливия, в результате чего погиб один из членов его экипажа.
Поскольку в результате конфликта пострадали коммерческие суда, операторам пришлось перенаправлять грузовые перевозки и отводить суда. Крупные судоходные компании, сославшись на непредсказуемые операционные последствия, приостановили поставки в Украину и Россию и обратно. Важные судоходные маршруты в Черном море – в частности, Одесса и Азовское море – были заблокированы, что создает серьезные риски для глобальной продовольственной безопасности.
Полисы морского страхования обычно исключают захват судов или физический ущерб, причиненный войной или враждебными действиями, такими как ущерб от морских мин или нападений на суда.
«И хотя страховщики будут обязаны соблюдать действующие контракты до их продления, в некоторых претензиях должно быть отказано в соответствии с положениями о санкциях и военных действиях», пояснил Юстус Хайнрих, глобальный лидер по продуктам Marine Hull в AGCS.
Это означает, что конфликт вызвал общую неопределенность и юридические вопросы в отношении затронутой политики в отношении «каско» и грузов.
Кроме того, сбои в логистике и портовых операциях, разрушение инфраструктуры и торговые ограничения увеличили расходы на морское страхование.
Согласно данным ICS, в мире насчитывается в общей сложности 1,89 миллиона моряков, и 10% из них – россияне, в то время как 4% – из Украины.
Вооруженный конфликт привел к приостановке многих прямых рейсов в Россию и уменьшению числа заходов судов в российские и украинские порты, что затруднило морякам из этих стран возвращение домой по окончании срока действия их контрактов, как и во время пандемии.
Ожидается, что растущая сложность смены экипажа негативно скажется на привлекательности отрасли для новых талантов.
В прошлом году BIMCO предупредила об ожидаемой “серьезной нехватке” офицеров к 2026 году, если не будут приняты меры по повышению уровня подготовки и набора персонала.
В докладе предсказывалось, что к 2026 году потребуется дополнительно 89 510 офицеров, однако в 2021 году не хватало 26 240 сертифицированных офицеров.