26.04.2024

«Совкомфлот» продает треть своего флота

Из-за санкций коллективного Запада, российская компания «Совкомфлот» попала в затруднительное положение, столкнувшись с необходимостью в срок до 15 мая, когда заканчивается льготный период для разрыва текущих контрактов, погасить свои долги перед кредиторами.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», Tangguh (Индонезия)

Речь идет о долгах в размере 2,1 миллиарда долларов США, состоящих из краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов.

Понятно, что в этих обстоятельствах, единственно приемлемым решением стало немедленная продажа судов.

В прошлом месяце компания опубликовала заявление в отношении двух непогашенных выпусков еврооблигаций на общую сумму 928 миллионов долларов со сроками погашения в 2023 и 2028 годах, при этом ясно давая понять о своем намерении выполнить свои финансовые обязательства, несмотря на санкционные ограничения, ограничивающие ее способность производить платежи.

Подобная позиция заметно расходится с подходом, которого придерживаются российские компании в авиационном секторе, где более 400 самолетов, арендованных за рубежом, были присвоены российским государством.

Последовавшая судебная тяжба привела к тому, что лизинговые компании предъявили претензии, которые, по данным Fitch Ratings, могут превысить 10 миллиардов долларов.

Вместе с тем, следует учитывать, что возможности для продажи судов значительно более ограничены, чем для самолетов.

«Совкомфлот» вынуждена учитывать вероятный среднесрочный спрос на свои активы в связи с международными санкциями, которые серьезно ограничили возможности компании в коммерческих операциях флота.

Необходимо иметь ясное понимание того, сколько судов потребуется для работы в рамках режима санкций в обозримом будущем.

Показателен пример Ирана.

Когда в 2012 году экспорт сырой нефти из Ирана был впервые санкционирован, его танкерный флот, работающий под флагом National Iranian Tanker Co, имел такую же уважаемую репутацию на рынке.

Но флот NITC в основном простаивал большую часть последнего десятилетия в промежутках между случайными незаконными операциями, нарушающими санкции. 

Независимо от того, будут ли в конечном итоге сняты иранские санкции, при среднем возрасте 17 лет и 35% флота старше 20 лет суда NITC столкнутся с серьезными ограничениями, если они когда-либо вернутся на открытый фрахтовый рынок.

Руководство «Совкомфлота» вряд ли захочет рисковать подобным долгосрочным спадом, и финансисты предположили, что, продав суда сейчас, но сохранив прочные отношения с банками и фрахтователями, потенциальная прибыль все еще может быть возможной несмотря на то, что все пять международных клубов P&I, которые до сих пор страховали тоннаж «Совкомфлота», либо расторгли свои контракты, либо находятся в процессе этого.

Британские клубы West of England, North и UK Club публично подтвердили этот шаг, а норвежские компании Gard и Skuld официально отказываются от комментариев прессе.

Ожидается, что это событие серьезно ограничит деятельность «Совкомфлота», поскольку покрытие P&I рассматривается в судоходных кругах как «билет на ведение бизнеса».

Возможно, «Ингосстрах» может попытаться восполнить этот пробел за счет дополнительной поддержки со стороны правительства Мишустина.

Пока же, P&I клубы по-прежнему заключают контракты с другими владельцами, занимающимися экспортом российской нефти, которые остаются законными сделками, хотя могут прерваться в случае новых санкций.

Как бы то ни было, российская судоходная компания «Совкомфлот» продала полтора десятка судов покупателям на Ближнем Востоке и в Азии. В их число вошли пять нефтеналивных танкеров и четыре газовоза.

Продолжаются переговоры с китайской компанией China Merchants Group о продаже дополнительных судов.

Собственный и зафрахтованный флот, включая суда совместных предприятий, насчитывает 133 судна общим дедвейтом более 11,6 млн тонн.

И теперь до трети принадлежащего «Совкомфлоту» флота выставлено на продажу. Как ожидается, по меньшей мере 40 из 121 судна, которыми непосредственно владеет «Совкомфлот», могут быть проданы покупателям из Дубая и Китая.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика